Защита прав автолюбителей
С каждым годом количество автомобилей увеличивается и в связи с этим все актуальнее становится вопрос защиты прав потребителей – владельцев автомобилей. Подавляющее количество обращений в Ивановское общество защиты прав потребителей автолюбителей связано с нарушением сроков и качества выполнения ремонтных работ автотехники. В меньшей степени встречаются проблемы с заменой автомобиля или возвратом уплаченной за машину суммы. Последнее обстоятельство обусловлено лишь юридической грамотностью автодилеров и незнанием законов большинством автолюбителей.
Заключение договора купли-продажи автомобиля.
Если речь идет о покупке нового автомобиля, без пробега, то покупать его конечно же стоит у официального дилера. Проблем с неофициалами, как правило, на порядок больше чем с официальными дилерами. Неофициальные дилеры при первой же опасности возврата денег потребителю или назревающей замене автомобиля исчезают.
Очень многих проблем можно избежать, если еще до заключения договора, получить полную информацию о продавце автомобиля. Благо, что интернет с многочисленными сайтами и форумами позволяет навести справки о любом автодилере, в том числе находящемся в другом регионе, то есть за пределами проживания потенциального автовладельца.
До подписания договора и оплаты товара необходимо ознакомиться с документами на автомобиль, осмотреть машину. При наличии сомнений, что машина не новая, лучше отказаться от заключения договора купли-продажи автомобиля.
Во избежание проблем договор необходимо внимательно прочитать и подписать его при отсутствии каких-либо нареканий, после того как продавец поставит в нем необходимые подписи и печати. Такой порядок не позволит ввести потребителя в заблуждение, как это случилось с одним потребителей обратившимся в Ивановское общество защиты прав потребителей. Будучи довольно таки «подкованным» потребитель до подписания договора ознакомился с ним «от корки до корки». После этого подписанный автовладельцем договор под предлогом постановки подписи и печати продавцом, унесли в служебное помещение дилера. Позже стало известно, что именно там, страница договора, касающаяся размера оплаты товара, была изменена - в верхней части листа на месте большого отступа была произведена допечатка абзаца текста, содержащего условие о дополнительной оплате товара на «кругленькую» сумму. О необходимости доплаты немалой суммы потребитель узнал спустя несколько дней, когда по телефону был информирован продавцом о неисполнении условий договора в части оплаты. Ознакомившись со своим экземпляром договора, потребитель обнаружил в нем условие, которое с ним не согласовывалось.
Права потребителя при обнаружении недостатка в автомобиле.
Перечень прав автомобилиста зависит от времени обнаружения недостатка в автомобиле и предъявления требования продавцу.
В течении 15 дней после передачи автомобиля потребитель при обнаружении недостатка в автомобиле вправе заявить одно из установленных законом требований:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;
- потребовать замены на автомобиль этой же марки, модели;
- потребовать замены на автомобиль другой марки, модели с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены автомобиля;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков в автомобиле или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом.
Данное положение закона означает, что претензия должна быть очно вручена автодилеру или направлена по почте заказным письмом с уведомлением в течении 15 дней со дня передачи автомобиля. Когда дилеру поступит направленная по почте претензия значения не имеет, важна дата отправки. Претензия может содержать требование по возврату денег или замене автомобиля (одно из указанных требований). При этом существенность недостатка значения не имеет. Недостаток может быть любой, хоть самый мелкий, незначительный. Главное чтобы дефект носил производственный характер, а не возник по вине потребителя или действий третьих лиц.
По истечению 15 дней после передачи автомобиля, в течении гарантийного срока на автомобиль, потребитель вправе требовать возврата денег или замены автомобиля только лишь при одном из нижеследующих условий:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Согласно преамбулы закона «О защите прав потребителей» существенный недостаток товара это:
- неустранимый недостаток
- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени
- недостаток, который выявляется неоднократно или проявляется вновь после его устранения.
Судебная практика с учетом положений закона более детально раскрывает существенный недостаток.
На практике неустранимые недостатки в автомобилях встречаются крайне редко и в основном относятся к конструктивным дефектам. Несоразмерные расходы на ремонт подразумевают затраты близкие к стоимости автомобиля. Такие дефекты в автомобилях практически не встречаются.
Сложившаяся практика исходит из того, что разумные затраты времени на устранение недостатка не должны превышать 45 дней. Если на ремонт требуется более 45 дней, то речь идет именно о существенном недостатке в автомобиле.
Если один и тот же недостаток проявляется неоднократно, проявляется повторно после устранения, то он является существенным. В силу изложенного очень важно требовать от дилера получения документов, свидетельствующих о заявленных и обнаруженных в автомобиле недостатках и выполненных работах по их устранению, а также о дате передачи автомобиля в ремонт и дате окончания ремонта (возврата машины). В силу закона дилер обязан выдавать указанные документы без каких-либо напоминаний. Но на практике, дилеры, зная действующее законодательство и опасаясь обоснованных требований о замене автомобиля или возврата денег за него, очень часто, а некоторые почти всегда, стремятся не передавать документы или не делать отметки о произведенных ремонтах в сервисных книжках. Автовладельцу всегда нужно настаивать и требовать в письменном виде предоставления документов о ремонте, ссылаясь при этом на п.3 ст.20 Закона «О защите прав потребителей».
Еще одним важным моментом является отражение в документах заявленных автомобилистом неисправностей автомобиля. Зачастую дилеры «жульничают», указывая в документах вместо заявленного потребителем недостатка иной дефект или вовсе документально не фиксируют заявленную неисправность. Делается это с целью избежать фиксации факта повторного проявления одного и того же дефекта, то есть существенного недостатка. Автолюбителям нужно быть бдительнее и требовать указания в документах всех заявленных дефектов. Если речь идет о повторном обнаружении ранее устранявшегося недостатка, то нужно требовать изложения недостатка также как он был указан в документах о первичном ремонте (желательно дословно). Только добившись внесения необходимых формулировок можно подписывать документы. Если же автодилер упирается, отказывается вносить изменения в составленные им документы, то не стоит «ломать копья». Нужно всего лишь составить претензию, в которой указать на факт отказа дилера указать определенную заявленную неисправность и заявить предусмотренное законом требование.
Нарушение сроков ремонта в силу закона является основанием для предъявления требования о замене машины или возврата уплаченной за товар суммы. Срок ремонта должен определяться соглашением сторон, то есть потребителем и дилером, как уполномоченной организацией. В любом случае срок ремонта с учетом положений закона не может превышать 45 дней. Срок ремонта начинает исчисляться со следующего дня после вручения претензии (при письменном заявлении требования) или принятия автомобиля в ремонта (при устном заявлении требования). Срок исчисляется в календарных днях и включает в себя все выходные и праздничные дни. Факт нарушения установленного договором срока необходимо в обязательном порядке фиксировать, для чего обращаться к автодилеру с претензией об отказе от ремонта и требовать удовлетворения иного требования, например о возврате уплаченной за автомобиль суммы. Во избежание «осложнений» лучше всего обращаться к дилеру с претензией в присутствии свидетелей.
Наличие неисправности в автомобиле в текущее время, а также документально подтвержденные факты произведенных двух или более ремонтов различных недостатков, общий срок которых в течении каждого года гарантийного срока более 30 дней, являются основанием для предъявления продавцу требования либо о замене автомобиля, либо о возврате уплаченной суммы. К претензии по данному основанию необходимо прикладывать копии документов о произведенных ремонтах, содержащих сведения о их сроках. Поскольку на большинство автомобилей устанавливается гарантийный срок 100 тысяч км или 3 года (что ранее наступит), то перед предъявлением требования нужно уточнить попадают ли разные ремонты в один гарантийный год.