«Кризисное» изменение цены на товар или работу
Начиная с середины декабря началось массовое обращение потребителей в Ивановское общество защиты прав потребителей в связи с отказами со стороны продавцов или исполнителей передать товар или результат работы (услуги) по цене, определенной в момент заказа, то есть действовавшей и согласованной сторонами на день заключения договора.
Потребители, заказавшие товар или работу (услугу), согласовавшие срок передачи стоимость (цену) товара или работ (услуг), оплатившие частично или полностью сумму по договору, при обращении за получением заказа сталкиваются с ситуацией когда их просят «немного» доплатить.
Продавцы и исполнители при этом, конечно же, ссылаются на сложную экономическую ситуацию в стране, резко возросшие в последнее время курсы иностранных валют, санкции, кризисы, и прочие причины, которые якобы делают оправданными их незаконные действия по увеличению обозначенной в момент заключения договора цены.
Забегая вперед скажем, что действия продавцов и исполнителей, отказывающихся предоставить потребителям предварительно оплаченный товар либо выполнить работу (оказать услугу) по цене определенной в момент заключения такого договора являются противоправными и нарушают нормы действующего законодательства.
Теперь разберем данную ситуацию с правовой точки зрения и дадим конкретные рекомендации. В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (ст.485,500,709,711 и др.) потребитель (покупатель или заказчик) обязан оплатить товар или работу (услугу) по цене, предусмотренной договором, а продавец , исполнитель ОБЯЗАН передать потребителю товар или результат работы (услуги) соответствующий условиям договора.
Согласно закона цена договора является одним из существенных условий договора. Изменение стоимости возможно только по обоюдному соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения, в котором потребитель ставит свою подпись в том, что он согласен с увеличением цены товара или работы и готов внести дополнительную оплату. Само собой разумеется, что ни один здравомыслящий человек добровольно не согласиться с изменением такого условия договора как его цена. Кроме того, соглашаться с доплатой за товар, работу нет никакого практического смысла, так-так потребителя в данном случае защищает Закон, который позволяет требовать передачи ему товара по цене определенной в момент заключения договора.
В случае отказа потребителя производить доплату связи продавцы зачастую начинают разыгрывать «спектакль» о якобы невозможности осуществить доставку и передачу товара в связи с его внезапным исчезновением со склада поставщика, снятием модели с производства и т.п.
На самом деле отказаться от передачи товара продавцу не так-то просто, так как в законе фактически закреплена его ОБЯЗАННОСТЬ передать товар. Обоснованным отказом можно назвать действительно доказанные продавцом обстоятельства непреодолимой силы, объективно не позволяющие ему осуществить доставку товара и его передачу потребителю, что фактически неосуществимо.
На практике отказ со стороны продавца передать потребителю предварительно оплаченный товар влечет нарушение срока передачи товара и соответственно ответственность, предусмотренную положениями ст.23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В случае нарушения срока передачи предварительно полностью или частично оплаченного товара, потребитель вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им (потребителем) новый срок. Новый срок передачи товара должен быть разумным. Кроме того, потребитель также вправе требовать уплаты неустойки за нарушение срока передачи товара в размере 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки, но не более суммы предоплаты.
В случаях с попытками одностороннего изменения исполнителем цены (стоимости) работ (услуг) ситуация схожа с вышеуказанным. Исполнитель в одностороннем порядке не может отказаться от исполнения договора, за исключением непреодолимой силы. Если исполнитель не исполняет принятые на себя обязательства, то потребитель на основании ст.28 Закона РФ "О защите прав потребителей" вправе установить новый разумный срок выполнения работы (оказания услуги), а за просрочку потребовать уплаты пени (неустойки) в размере 3% цены договора за каждый день просрочки, но не более цены договора.
При неисполнении обязательств продавцом или исполнителем по передаче товара или результата работы (услуги) потребитель вправе также требовать возмещения убытков (в том числе под убытками подразумевается увеличение стоимости товара или работ (услуг) в период нарушения срока передачи).
Как только продавец или исполнитель просит произвести доплату за товар или работу, то ему тут же необходимо напомнить вышеизложенное, а также незамедлительно зафиксировать в книге жалоб и предложений (должна быть в каждой организации, занимающейся реализацией товаров, работ или услуг) факт попытки нарушения прав потребителя.
Кроме того, желательно составить и вручить нерадивому продавцу претензию, в которой указать на незаконность его действий и потребовать передать предварительно оплаченный товар или результат работы по цене определенной в момент заключения договора.